Советы педагога - психолога

Консультация для родителей первоклассников «Как помочь учиться первокласснику»

Консультация для родителей первоклассников
«Как помочь учиться первокласснику»


Обучение в школе — это новый этап во взаимоотношениях ребенка с
окружающими. Обилие информации, новые знакомства, новый авторитет —
учитель — все это требует от первоклассника дополнительных и не всегда
приятных психических и физических усилий. Вот некоторые рекомендации,
которые помогут ему быстрее адаптироваться.


 У ребенка должно быть желание идти в школу.

Не переусердствуйте с обучением до школы. Также помните, что отношение к
школе складывается под влиянием внешней информации, которую ребенок
получает от родителей и других людей. Иногда отношения с учителем
складываются не сразу, часто из-за того, что ребенок путает оценку его
работы с личностным отношением или путает оценку знаний с хорошим
поведением. Помогите ему разобраться в таких ситуациях!


 Первоклассники не понимают разницы между старанием и
результатом. Похвалите за старания и объясните на примерах, как важен
результат. Например: «Представь себе, что у одного человека заболел зуб.
Он пошел к врачу. Врач очень старательно сверлил зуб, но неаккуратно
поставил пломбу. И зуб болеть перестал, но есть было неудобно. И этому
человеку снова пришлось идти к врачу. Как ты думаешь, захочет он опять
пойти к этому же доктору? Почему? Есть ли разница между старанием и
результатом?»


 Если ребенок себя плохо ведет в школе, то наказания и обращения
типа: «Веди себя хорошо!» — не эффективны. Постарайтесь разобраться в
каждой конфликтной ситуации и объяснить ребенку, в чем его вина, а
также обсудите, что необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию.


 Не требуйте от ребенка сразу же после занятий в школе
выполнять уроки. Это непродуктивно. Лучший перерыв — это 3 часа,
которые желательно провести на воздухе. Если у ребенка ослаблено
здоровье, вернитесь к дневному сну, длительностью 1—1,5 часа.


 Желательно, чтобы ребенок садился за приготовление уроков в одно
и то же время и «укладывался» в отведенное время. Для учеников 1—2-х
классов через 30 минут занятий организуйте 10-минутный перерыв.
Приучите ребенка в перерывы делать несложные физические упражнения,
придумайте интересные игры, в которых надо подтянуться, походить по
комнате и т. д. Можно сделать гимнастику для глаз.


 Не требуйте, чтобы ребенок сразу начинал выполнять задания
самостоятельно. Сначала разберите все с ним вместе, а затем займитесь
своими делами. Не нужно находиться все время с ребенком.


 Если возникли школьные трудности, не рассматривайте их как личную
трагедию, наоборот, старайтесь не показать ребенку своего огорчения и

недовольства. помочь ребенку. Примите его таким, какой он есть, и тогда
ему будет легче и в школе, и дома.

Основное в таких ситуациях —
 Настройтесь на то, что для преодоления трудностей предстоит
длительная совместная работа. Не стремитесь к быстрым
результатам, чтобы не перегружать ребенка. Лучший результат дают
систематические, а не более длительные, но нерегулярные занятия.
 Совместным занятиям уделяйте достаточное время, а не
отрывайте минуточку от домашних дел.
 Позаботьтесь, чтобы у ребенка, несмотря на дополнительные
задания, было свободное время на занятия по собственному выбору.


ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ:
 Не ограничивайте свое общение с ребенком только школьными
темами.
 О дополнительных занятиях поговорите с учителем; старайтесь не
обсуждать проблемы ребенка в его присутствии.
 Попросите учителя спрашивать ребенка, только когда он сам
вызывается, чтобы не показывать всем его ошибки.


ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ:
 В случае неудачи не укоряйте и не ругайте ребенка, а постарайтесь
снять с него чувство напряжения и вины. Поддерживайте уверенность
ребенка в своих силах.
 Если ребенок пришел из школы расстроенным и огорченным, не
требуйте от него немедленного рассказа о школьных делах. Дождитесь, пока
ребенок захочет сам рассказать об этом. Никогда не ругайте ребенка в
присутствии одноклассников и не подчеркивайте успехи других детей.

свернуть

«НЕ ХОЧУ! НЕ БУДУ! НЕ НАДО!»: КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ.

«НЕ ХОЧУ! НЕ БУДУ! НЕ НАДО!»: КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ.

Достаточно спокойный в эмоциональном плане период развития ребенка с года до трех лет заканчивается очередным нормативным (нормальным!) кризисом психологического развития – кризисом трех лет. Это достаточно  бурное время в развитии малыша. Ваш еще совсем недавно ласковый и послушный ребенок вдруг становится упрямым, истеричным, строптивым, словом, по мнению родителей, практически неуправляемым. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психологический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологической сепарации (отделения) от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Постепенно ребенок осознает себя участником процесса взаимодействия с другими людьми, процесса общения. Одним из признаков этого является то, что малыш начинает говорить о себе в 1 лице. Если раньше вы слышали, что «маша хочет пить!», то теперь ребенок совершенно отчетливо говорит: «Я хочу пить!». Слово Я в его лексиконе становится одним из наиболее часто употребляемых. Вы только и слышите «Я… я… я!». Это Я постепенно переходит в «Я сам!» Недаром кризис трехлетнего возраста иногда называют еще «кризис Я САМ

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), ведь личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных – стабильных и более коротких, бурных – критических (т.е. кризисы – это переходы между стабильными периодами).

Взрослые способны понять, что сними происходит, зная закономерности личностного развития. С появлением каких-то новых качеств взрослые могут сознательно утвердиться в них или примириться с ними.

Для детей же собственное ближайшее прошлое и будущее непонятны, остаются абстракцией. Современные семьи малочисленны, дети находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь преимущественно среди взрослых и сверстников, ребенок не чувствует и не видит, что с ними скоро будет, не понимает, что  с ним происходит, не может оценить свое поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций. Малышу очень хочется почувствовать себя самим собой, но ему тяжело и страшно «остаться одному» в окружающем его мире, отсюда негативные переживания и кризисные симптомы поведения.

Внешние проявления кризисного поведения малыша связаны с его упрямством, негативизмом и строптивостью. Ребенок хочет быть инициатором своего поведения и настаивает на этом. Его упрямство – способ проявления собственной воли. Он не дает маме помочь одеть колготки, построить дом из кубиков, на прогулке тянет ее туда, куда хочется именно ему. На любое возражение может реагировать криком, слезами, нередко переходящими в настоящую истерику. Он часто отказывается от любого предложения взрослого («Не хочу!», «Не буду!», «Не надо!»). Такая капризность ребенка – пока единственная для него возможность проявления своей значимости, а также возможность потребовать ее уважения от других. Он отрицает все, что исходит от взрослого. Малыш чувствует свою самостоятельность, но пока не знает, как сделать это приемлемым способом и становится деспотичным, требует свое, хочет, чтобы весь мир, все окружающие подчинялись только его интересам.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.

И, наоборот, внешняя «бескризисночть», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

При этом нельзя забывать, что психологическое развитие ребенка – это не жестко стандартизированный процесс. Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому и кризисные реакции могут проявиться чуть раньше или чуть позже трехлетнего возраста. Как правило, эти проявления исчезают к трем с половиной – четырем годам, однако и после этого возраста могут случаться отдельные «приступы». Ведь ваш ребенок не автомат и не может полностью и всегда контролировать свое поведение и свои эмоции, поэтому отдельные проявления упрямства, строптивости и негативизма и в более позднем возрасте - вещь абсолютно допустимая.

Можно ли смягчить проявления кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не вынося негативные качества? Ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм – в здоровом виде чувство «самости», собственное достоинство; агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, - то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  • Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
  • Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
  • Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. у некоторых – до 19 раз!
  • Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Как помочь ребенку преодолеть кризисные проявления? 

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребенку только этого и нужно.
  • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т.д.)!», «А что это там за окном ворона делает?» – подобные отвлекающие манеры заинтригуют капризулю, он успокоится.
  • Поощряйте самостоятельность и активность малыша, предоставьте ему возможность исследования. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. Помогайте ребенку в сложных ситуациях. Трехлетние дети не боятся проблем, они уверены в себе, и ваша задача – не дать малышу потерять эту уверенность.
  • Установите границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Покажите ребенку зону «можно» и «нельзя». Объясните, что переход этой границы может быть связан с болью и обидой.
  • Оставайтесь рядом с ребенком, покажите, что вы можете помочь в случае неудачи. Покажите ребенку способ достичь желаемого.
  • Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом добиться своего. Если же вы разрешили ему что-то, то не меняйте своего мнения, даже если начатая игра перестает вам нравиться.
  • Следите за тем, чтобы все родные ребенка предъявляли к ребенку одинаковые требования. Иначе то, что не разрешили папа или мама, будет очень легко выпросить у бабушки – и тогда все усилия будут зря.
  • Будьте готовы принять ребенка, поговорить и поиграть с ним после приступа, не вспоминая того, что случилось. Не стоит демонстрировать свою обиду и негодование, особенно после того, как все уже закончилось, - этим вы можете спровоцировать новую истерику.
свернуть

Готовность к школе

Готовность к школе.

Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша начиная с трех лет, другие – за год до поступления в школу. Но вообще –то вся дошкольная жизнь ребенка – это и есть подготовка к школе. Самое главное  - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада. Тем более, если вы выбрали школу, поступление в которую сродни конкурсу в престижный вуз.

Оценить развитие будущего первоклассника можно самим или проконсультироваться у детского психолога. Специальные тесты для диагностики готовности к школе сейчас вполне доступны, продаются во многих книжных магазинах. Но одна отдельно взятая методика не позволяет полностью оценить все стороны развития ребенка. И все же такая проверка покажет, над чем стоит еще поработать до 1 сентября.

Такие тесты обычно проверяют:

  • развитие памяти (норма при запоминании 10 слов – 6 и более слов);
  • чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах;
  • развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.);
  • произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);
  • готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу);
  • умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);
  • развитие логического мышления (умение найти сходство – различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.);
  • пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет – справа, слева, за, над, под и т.д.)
  • общую осведомленность ребенка об окружающем мире;
  • элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить несложную задачу с помощью предметов).

Оценивают также, что привлекает ребенка в школе (возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты – новый рюкзак, интересный пенал и т.д.); как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы и многое другое.

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

  • настроен исключительно на игру;
  • недостаточно самостоятелен;
  • чрезмерно импульсивен, возбудим, неуправляем;
  • не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
  • мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.
  • имеет серьезные нарушения речевого развития;
  • не умеет общаться со сверстниками;
  • не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в подготовительный класс. Но вполне возможно, что при поступлении в школу повышенного уровня образования (гимназия, лицей и др.) ребенку предстоит собеседование с элементами тестирования. Узнайте заранее, есть ли у школы особые требования к поступающему: умение бегло читать, считать и т.д., чтобы  не было неожиданностей. Стоит заранее подготовить малыша. Для многих эта проверка готовности к школе – настоящее испытание. Даже если у ребенка хороший интеллектуальный уровень и он многое умеет, в ситуации экзамена он может растеряться. Можно попробовать подготовить ребенка к этому испытанию – специальную литературу по диагностике сейчас найти не проблема. Да, это иногда выглядит как натаскивание. Ребенок может заявить на самом тестировании: «А это задание я уже раньше делать!» И все же лучше, если он будет готов к самым разным заданиям и вопросам.

Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют в виду главным  образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не менее важная сторона.  Связана она с психологической подготовкой ребенка. Вот на какие моменты стоит обратить внимание.

  • Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми – и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.
  • Некоторые дети теряются, не имея навыка «выживания в толпе» (зайдите в любую школу на переменке). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте.
  • Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или –детский вариант – дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что- то изменить.
  • Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.
  • В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?
  • Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе – хвалите за готовый результат.
  • Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, «шумное» время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.
  • С первых дней ваш подготовишка будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т.д.
  • Стоит помнить вот еще о чем. При поступлении в общеобразовательную школу ребенок не обязан уметь читать, писать или считать. И все же новый важный период в своей жизни лучше начинать с ощущения «Я могу делать вот это и это», чем с ощущения «Я не умею ничего, что умеют другие дети».
свернуть
2023
февраль
8 февраля, среда

Ребенок кусается в детском саду, что делать?

подробнее...
8 февраля, среда

Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей

подробнее...
8 февраля, среда

Рекомендации родителям по устранению и профилактике агрессивного поведения у детей

подробнее...
8 февраля, среда

Практические рекомендации психолога родителям по воспитанию детей на каждый день

подробнее...