Инноватика

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей в инклюзивном образовании»

Консультация для воспитателей

«Развитие речи детей в инклюзивном образовании»

В детском саду речевое развитие ребенка начинается с первых слов и заканчивается формированием связной речи, когда у ребенка сформировано умение грамматически правильно и свободно выражать свои мысли.

Для младших дошкольников принятие названия предметов, непосредственно связаны с тем, что ребенок должен видеть данный предмет. Слово закрепляется сенсорным путем. То есть речь ребенка развивается наглядно – действенным путем.

В настоящее время увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, которое влияет на развитие умственных способностей, снижается устойчивость внимания, вербальная память. Дошкольники, имеющие проблемы в речевом развитии, отличаются от сверстников низкой мотивацией и познавательной активностью.

Дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения. Задача педагога улучшить разборчивость речи дошкольника, чтобы обеспечить ребенку наибольшее понимание его речи окружающими. Необходимо научить детей связно, последовательно излагать свои мысли.

Для того, чтобы развивать успешную личность, необходимо создавать условия, способствующие переживанию ситуации успеха. Когда ребенок будет испытывать радость при совпадении ожидаемого и достигнутого.

Для этого необходимо выбрать оптимальную коррекционную программу с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка. Одним из важных направлений в коррекционной педагогике является применение новых образовательных технологий.

При разучивании стихотворений эффективна технология моделирования. Где ребенок, заучивая стихотворение, зарисовывает образы. Опираясь на графическое изображение можно рассказать стихотворение наизусть. На начальном этапе предлагается готовая схема, а потом ребенок уже сам проектирует схему для заучивания

Так же эффективным методом для развития связной речи является мнемотехника. Мнемотаблицы служат для обогащения словарного запаса, развитию связной речи при составлении описательных рассказов и пересказов. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, то есть ребенок учится последовательно и логично выстраивать свои действия. Мнемотехника позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, а также воспроизводить ее.

Новые образовательные технологии привносят новые способы взаимодействия педагога с ребенком, ребенка и родителя. Оптимизирует процесс коррекции речи ребенка, служит активизацией нарушенных психических функций.

 

свернуть

Консультация для родителей «Найдем время для игры!»

Консультация для родителей

«Найдем время для игры!» 

«Мама, давай поиграем!». Согласитесь, вы слышали эту фразу далеко не один раз. После нее, невольно отмахиваясь, ссылались на занятость домашними делами или работой. Ребенок обиженно надувал губки, а вы, всучив ему в руки свой мобильный, могли выиграть для себя еще немного времени.

Один из главных мифов, витающий между мамочками, о том, что для игры с детьми обязательно специальное оборудование и подготовка; дорогие, яркие игрушки, застилающие стеллажи магазинов, и новинки игр, мелькающие на экранах ТВ.

Это займет много времени – миф номер два.

На самом деле, существует немало игр, не требующих от вас специальных временных и денежных затрат (вы можете играть, даже готовя ужин).

Сегодня мы рассмотрим те из них, которые направлены на речевое развитие ребенка.

Напомним, что развитие речи – это не только формирование правильного звукопроизношения, но и фонематического слуха (умения различать речевые звуки), грамматического строя речи (у детей часто наблюдаются такие ошибки: «красивая» лицо, много «дерев»).

Это и постоянное обогащение словарного запаса (например, дети редко используют в своей речи прилагательные); развитие связной речи (часто дети не могут рассказать родителям о проведенном в детском саду дне, походе в театр и др.).

Предлагаем вам игры, которые помогут формированию у вашего ребенка умения грамотно, последовательно и связно выражать свои мысли, используя максимально точные для определенной ситуации слова.

Желаем вам удачи! Любовь и терпение – вот залог вашего успеха.

Игры на кухне

«Кто больше назовет слов» Устройте с ребенком своеобразное соревнование: кто больше назовет слов, вынутых, например, из борща (свёкла, морковь, картофель, лук …), из кухонного шкафа (кастрюля, дуршлаг, сковорода…). Придумайте приз, заслужить который ваш малыш точно захочет. Но не перестарайтесь! Помните, что ваша цель в игре – не победить, а обучить.

«Угощение» 

Вспомните любимые сладкие лакомства и угостите друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, затем вы ему (конфета, мороженое, пирожное). Можно поиграть в кислые, соленые, горькие слова.

«Соковыжималка»

Приготовим из яблок сок. Как он будет называться? (яблочный). Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего?

«Один и много». 

Взрослый называет один предмет – а ребенок много. Например: чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол – столы; стул – стулья.

«Кто больше знает».

Игра-соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет. Например, «Стакан. Кто больше придумает, как и для чего его можно использовать?». Возможные ответы: пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши….

Игры в ванной

 «Букволов»

Необходимые атрибуты – магнитные буквы, удочка с магнитом, но можно просто использовать руки. Участники по очереди вылавливают букву из воды, называют звук, который она обозначает. Если звук оказался гласным – пропевают его: А-А-А..., придумывают слово, которое начинается на этот звук. Если звук согласный – произносят чистоговорку с ним. Например, ла-ла-ла – колокола, или посложнее ла-ла-ла – острая игла, или ла-ла-ла – Маша воду разлила. 

Игры по дороге из детского сада (в детский сад)

«Кто самый внимательный?» «Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. А вот кошка – она пушистая». Можете называть слова по очереди.

«Желтый, красный, голубой» Попросите ребенка называть предметы определенного цвета. Например, только красные предметы, которые вас окружают. Когда ребенок будет называть и показывать вам их, переходите к изучению других цветов. Так же можно отработать восприятие размера.

«Перепутаница» Жили-были слова. Они веселились, играли, танцевали и не заметили, что в них что-то перепуталось. Помоги словам вернуть свой прежний вид: кашок (кошка), даво (вода), ватра (трава).

Игры в свободную минутку 

«Чудесный мешочек». Для игры необходимы: полотняный мешочек и небольшие игрушки. В начале игры ребенок правильно называет каждый предмет. Затем все игрушки складываются в мешочек и перемешиваются. Ребенку предлагается на ощупь угадать игрушку; назвать ее (Зайчик); составить с этим словом словосочетание (Зайчик (какой?) белый, пушистый...) или предложение (Длинноухий зайчик прыгает на лесной полянке).

«Лягушка». Выделение звука из ряда других звуков. Например, звук [А].

Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь [А],

На другие звуки опускаешь низко руки.

Взрослый называет звуки (а, у, а, и, э…), а ребенок подпрыгивает, когда услышит заданный звук.

Точно так же игра проводится и на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Игры для детей в дороге

«Поиграем в слова!»

Это популярная и полезная игра. Все называют слова по очереди. Надо назвать слово на букву, на которую закончилось слово второго игрока. Это аналог игры «в города».  Потом игру можно усложнять, называть только животных, или только еду и т.п.

«Носорог»

Носорог должен всё делать на одну букву алфавита. Например, сегодня буква «Н»: носорог носит носки, наливает напиток, ныряет с нутрией и т.п. Чем длиннее предложение из слов на одну и ту же букву, тем лучше.

«Скажи наоборот»

Взрослый называет слово, а ребёнок отвечает словом, противоположным по смыслу – антоним (добро-зло, темно-светло, мягкий-твердый и т.п.).

«Скажи по-другому»  

Вспомни и назови слова, похожие по смыслу на то слово, которое названо. Взрослый предлагает, например, слово «большой». Ребенок называет слова-синонимы: огромный, крупный, громадный, гигантский («красивый» - пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный; «мокрый» - сырой, влажный и т.д.).

«А это, каким бывает?»

По очереди подбираются определения к слову, кто больше не сможет придумать – проиграл (например, кошка бывает пушистая, голодная, спящая и т.п.).

«А что бывает?»

Игра, обратная предыдущей. Называем, что может иметь данное определение (например, красивым может быть цветок, девушка, рисунок и т.д.)

«Что можно сделать?» – по очереди называем предметы (из дерева – стол, стул, полка и т.д.). Кто больше не может ничего назвать – проиграл.

«Из чего сделан этот предмет?» – обратная предыдущей игра. Взрослый называет вещь, а ребенок говорит, из чего она сделана (стол – из дерева, дом – из камня, книга – из бумаги и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Инклюзия. Образование для всех!

Инклюзия. Образование для всех!

Что такое инклюзия? 

     Одной из активно обсуждаемых в последнее время тем в системе образования является инклюзия. Понятие «инклюзия» принято на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями и отражено в Саламанской Декларации лиц с особыми потребностями.

    Т. В. Варенова в своей статье "Инклюзия как приоритетное направление в международной образовательной политике" (Народная асвета, №6, 2013. – с. 87–91.) пишет:

    "Понятие «инклюзия» от английского inclusion – включение, пока нигде не имеет четкого определения, существуют самые различные его формулировки. Инклюзия выступает как принцип и как концепциямодель образования и форма интеграциипроцесс признания и увеличение степени участия; принадлежность к сообществу, возможность участия; социокультурная технология и др.

    В международных документах инклюзия чаще всего трактуется как органичное соединение специального и общего образования с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических и биологических отклонений развития; а инклюзивное образование — политика государства, направленная на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, особенности развития путем активного участия семьи, коррекционно-педагогической и социальной поддержки персональных потребностей ребенка.

    Инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии образования, базирующийся на признании того, что все обучающиеся могут обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними; как механизм обеспечения равных возможностей в получении образования для обучающихся с разными образовательными потребностями.

      При инклюзивном образовании образовательный процесс организуется таким образом, что все обучающиеся, вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых и т.д.) и способностей, включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях основного и дополнительного образования, учитывающих их особые образовательные потребности и оказывающих им необходимую поддержку.

       В международной практике инклюзивное образование организуется и развивается для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающихся с разными образовательными потребностями: одаренных и талантливых детей; детей с нарушениями поведения, с девиантным поведением; детей, представляющих национальные меньшинства и семьи мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детей, находящихся в социально опасном положении; детей с особенностями психофизического развития и др.

      Система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства, что отражено в нормах Кодекса Республики Беларусь об образовании. Все элементы этой системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся.

Таким образом, инклюзия – это включение всех в единый и совместный образовательный процесс. 

 В чем отличие "инклюзии" от "интеграции"?

     Интеграция (лат. integer – целый) в системе образования означает создние единого образовательного пространства, сближение общего и специального образования, обучение детей с ОПФР в условиях, максимально приближенных к обычной среде с наименьшими ограничениями.

     Инклюзия – это реформирование учебных заведений и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. Н.Н. Малофеев расширяет этот термин, указывая, что инклюзия обеспечивается лишь при условии отсутствия в учебном заведении физических, психологических или иных барьеров, и условии наличия компетентных педагогов, соответствующего методического и технического оснащения. Как указывает А.М. Змушко, многие не находят разницы между интегрированным обучением и воспитанием и инклюзивным образованием.

    Таким образом, интегрированное обучение и воспитание - это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лис с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.

Инклюзивное образование - обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся. (по материалам сайта Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/spets-obr/ )

     Инклюзивное образование как новая концепция основывается на иных ценностях, чем традиционное образование и требует изменения привычных, формировавшихся долгие годы представлений. Это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным запросам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особенностями психофизического развития как фокусной группы в первую очередь" 

Вместе с тем, инклюзивное образование считают логическим продолжением идей интегрированного обучения, предшествовавшего инклюзии хронологически, идеологически и технологически.

Так как, в развитии интеграционных тенденций в образовании можно выделить три этапа:

1. Мейнстриминг (mainstreaming) – общий поток – преобладает физическая интеграция и обучение ребенка-инвалида осуществляется по отдельной программе.

2. Интегрированное обучение и воспитание – преобладает образовательная интеграция и обучение по типовым программам соответствующей специальной школы.

3. Инклюзивное образование – социальная интеграция и обучение по единым национальным программам с необходимой их адаптацией.

Интеграцию и инклюзию можно рассматривать как две фазы одного процесса:

1) сначала обеспечивается просто присутствие,

2) затем полное включение в образовательную систему.

Характерные особенности образовательного процесса при интеграции:

- внимание направлено на проблемы «особых» детей;

- изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям;

- преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями;

- организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги;

- образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и коррекции для детей с особенностями психофизического развития;

- ассимиляция детей с особенностями психофизического развития под условия социальной системы.

Характерные особенности образовательного процесса при инклюзии:

- внимание направлено на всех детей детского сада, школы;

- изменение условий, образовательной системы: детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей;

- преимущества получают все дети;

- образовательный процесс организуется с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов;

- качественное обучение и воспитание всех детей;

- трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы.

     Отечественные и зарубежные исследователи при изучении феномена образовательной интеграции и способов его реализации в образовательной практике опираются на имеющие много общего методологические, философские и научно-теоретические позиции, а именно: культурно- историческая концепция в психологии, теория деятельности, идея единства закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза и др.

    Интеграция означает приведение потребностей учащихся с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной. Другими словами, интеграция предполагает адаптацию обучающегося к требованиям системы, тогда как инклюзия заключается в адаптации системы к потребностям лиц с особенностями развития.

В 2015 году Министерство образования Республики Беларусь приняло Концепцию развития инклюзивного образования лиц и особенностями психофизического развития в Республике Беларусь и утвердило план мероприятий по реализации в 2016-2020 годах данной Концепции.

Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.

План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь

Рекомендации в области психолого-педагогического и организационного обеспечения развития инклюзивного образования в государствах-участниках СНГ и его эффективных образовательных практик

свернуть

Инклюзивное дошкольное образование

Инклюзивное дошкольное образование

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в учреждении дошкольного образования здоровых детей и детей с особенными потребностями. В этой статье освещены ответы на самые часто задаваемые вопросы, затрагивающие инклюзивное дошкольное образование.

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

На территории Республики Беларусь общие положения о специальном образовании, об интегрированном обучении детей закреплены в Кодексе Республики Беларусь  об образовании.

Специальное образование направлено на подготовку лиц с особенностями психофизического развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество. Статья 256, п.1. При организации интегрированного обучения и воспитания образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания. Группа интегрированного обучения и воспитания – группа, в которой получают образование лица с особенностями психофизического развития и лица, не относящиеся к лицам с особенностями психофизического развития. Статья 268, п.9.

На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека. Основные принципы, на которых основывается дошкольное образование инклюзивного характера во всём мире, закреплены в Саламанской декларации от 1994 года.  Практически во всех крупных городах Республики Беларусь имеются образовательные учреждения инклюзивной направленности.

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все. Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения. Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

Что необходимо для того, чтобы ребёнка с особыми потребностями приняли в образовательное учреждение?

Родителям особенного ребёнка достаточно предоставить заявление, подписанное одним из родителей, медицинскую справку о состоянии здоровья, заключение медико-педагогической комиссии и направление в учреждение дошкольного образования.

Источники:

1.Кодекс Республики Беларусь об образовании: с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 4 янв.2014г. – Минск: Нац.центр правовой информ. Республики Беларусь, 2014. – 400с.

2. http://www.asabliva.by

3. http://autismschool.by/inklyuziya-v-belarusi1/proekt-koncepcii-razvitiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya.html

свернуть

Консультация для воспитателей специальной группы "Приемы для активации речевого общения детей с тяжелыми нарушениями речи"

Консультация

для воспитателей специальной группы

"Приемы для активации речевого общения детей с тяжелыми нарушениями речи"

 

 

подготовила:

Учитель-дефектолог

Смолекова Н.А.

Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях в детском саду, а также  в повседневной жизни (режимных моментах, самостоятельной деятельности).

 

Специальные методы и приёмы для стимуляции речевой активности и речевого общения направлены на:

  • формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;
  • совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников и речевому подражанию — эхолалии;
  • развитие психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков;
  • формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение;
  • формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого высказывания;
  • формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания ;
  • профилактику возникновения вторичных речевых нарушений.

Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. В речевом развитии ребёнка младшего дошкольного возраста главным является стимулирование его активной речи.

 Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов!

Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами - животные, насекомые, птицы и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.

Словесные методы: вопросы, объяснения, указания, уточнения, чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности;  заучивание стихотворений с использованием наглядности, беседы на познавательные темы.

Практические методы:  речевые упражнения, повторения, все виды игр.

 

Конкретные примеры использования методов и приемов 

  1. Диалог-образец.

Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

– Что я взяла? – Чашку. – Что это такое? – Чашка. – Что поставила? – Чашку. И т. д.

  1. Разговор с самим собой.

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т.п. При этом, важно говорить медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими предложениями, доступными восприятию ребенка. Например: «Где кукла?», «Я вижу куклу», «Кукла в коляске» и т. п.

  1. Параллельный разговор.

Этот прием отличается от предыдущего тем, что описываются все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

  1. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими», непонимающими. Например, если ребенок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно в данный момент и даем ему… не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужную ему игрушку. При необходимости можно подсказать ребенку. В подобных ситуациях ребенок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и для словесного обозначения действий, производимых с ним.

  1. Распространение предложений.

Продолжаем и дополняем все сказанное ребенком, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он нас слышит. Например, Ребенок: «Суп». Взрослый: «Суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая ребенку распространенными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью.

  1. Использование малых форм фольклора. Использование народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”,“Чики – чики - чикалочки”. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).

7.Звукоподражание - эффективный прием активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т.д.

Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.

8.Речевые игры по методу наглядного подражания взрослому ( для безречевых детей!)

Учитывая трудности формирования самостоятельной речи у не говорящих детей и сложности в установлении речевого общения, можно рекомендовать речевую игру по методу наглядного подражания взрослому. Ребенок повторяет движения. 

Три медведя. 

Три медведя шли домой – (ребенок шагает на месте вперевалочку)  Папа был большой – большой (поднять руки над головой, тянуться вверх)  Мама с ним- поменьше ростом (руки на уровне груди)  А сынок – малютка просто (присесть) 

Очень маленький он был (присев покачиваться по - медвежьи)  С погремушками ходил (встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)  Дзынь – дзынь, дзынь – дзынь. (имитируют игру с погремушками).  Если у ребенка словарный запас на уровне 2-3 слов, можно рекомендовать чтение стихотворения А. Барто “Кто как кричит”, которое учит ребенка слушать текст и воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания. 

Кукареку! 

Кур стерегу

Кудах – тах – тах!  Снеслась в кустах.  Пить, пить, пить.  Воды попить.  Мур, Мур.  Пугаю кур.  Ам, ам!  Кто там?  Му, му.  Молока кому?  В этой речевой игре ребенок подражает звукам животных и узнает о домашних животных.

9.Прием " Я тебя повторяю!"

Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит и повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм.

  1. Прием "Выбор".

Это еще один прием – предоставляем возможность выбора ребенку. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или машиной». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

11.Прием " Поручения".

Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу… ».

  1. Опосредованное общение.

В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за игрушками-животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

  1. Песочная терапия- это игра с песком, как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность.
  1. Продуктивные виды деятельности.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование (конструкторы ЛЕГО) способствуют появлению речевой активности ребёнка. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь. Проблемные ситуации, возникающие во время данных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

  1. Замещение.

Дети к трем годам способны представить себя самолетом, кошечкой, мишкой и т. д. Как магическое заклинание для них звучат слова «Представьте, что мы - самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая игровая форма развивает у детей способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать, сопереживать. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я делаю». Начинать надо с элементарных действий: причесываться, читать книжку и т. д. После того как ребенок угадал наши действия, предлагаем ему загадать для нас действие, а затем «оживить» заданную ситуацию. Такие игры-пантомимы и игры- имитации являются хорошими стимуляторами речевого развития.

  1. Музыкальные игры.

Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

  1. Пальчиковые игрыстимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Игра «Ладушки», « Этот пальчик – дедушка…», « Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речь детей, развивают кисти рук.
  1. Игровой прием.

Этот прием предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.   Детские виды театра, привлекающие ребенка своей атрибутикой, создают возможность " разговорить" ребенка.

Умелое использование сочетания перечисленных приёмов будет способствовать активизации  речевого общения детей с тяжелыми нарушениями речи. 

 

свернуть

Инновационный проект «Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства»

Министерство образования Республики Беларусь

Управление образования Гомельского облисполкома

Государственное учреждение образования

«ДЕТСКИЙ САД № 120 г.ГОМЕЛЯ»

 

Инновационный проект

«Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства»

Сроки реализации: 2022 – 2025

 

 

Инклюзивное образование является одной из ведущих тенденций в образовании лиц с ОПФР в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов от 13.12.2006.

В стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (одобрена протоколом заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 02.05.2017 №10) развитие инклюзивного образования обозначено одним из приоритетных направлений образования, в Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 30.11.2021 № 683,  акцентировано внимание на  необходимости работы современного педагога с разными категориями детей и их родителями, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ОПФР.

В программе «Образование и молодёжная политика на 2021 – 2025г.г.», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.01.2021 №57, подпрограмме 3 «Специальное образование» указывается на необходимость разработки, апробации и внедрения моделей и методик организации образовательного процесса при реализации принципа инклюзии в образовании, на формирование готовности всех субъектов образовательного процесса к реализации идей инклюзии в образовании, а также на внедрение лучших образовательных практик в области инклюзии.

В утвержденной новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании понятие «инклюзивное образование» отсутствует. Новая редакция Кодекса вступит в действие с сентября 2022 года. В ней в качестве основных принципов реализации государственной политики в области образования определен в том числе «принцип инклюзии в образовании, обеспечивающей равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося (одаренного, талантливого, обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами)». 

Инклюзивное образование – обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся.

В ГУО «Ясли – сад №120 г.Гомеля» в 2021/2022 учебном году функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи.

Современные социокультурные условия предполагают  расширение спектра предоставляемых образовательных услуг, в обеспечении непрерывности образования ребенка, с учетом их индивидуальных, психофизических, возрастных особенностей, потребностей семьи и общества. При этом необходимым условием непрерывности образования является преемственность, приобретающая на современном этапе особый стратегический, социально значимый смысл, заключающийся в установлении единой линии развития личности с учётом уровней образования.

Бесспорным фактом является утверждение, что ключевой фигурой инклюзивного образовательного пространства является воспитатель дошкольного образования, который решает ряд профессиональных задач по обеспечению психологического комфорта в образовательном процессе для всех детей. При этом следует помнить, что успешность такой работы во многом зависит от согласованного профессионального взаимодействия воспитателя дошкольного образования с другими участниками инклюзивного образовательного пространства - группы сопровождения «особого» ребенка: учителя-дефектолога, педагога-психолога, родителей как обычных, так и «особых» детей. Характер этого взаимодействия обусловливается социальными, профессиональными, личностными позициями каждого участника.

Таким образом, составляющими инклюзивного образовательного пространства в рамках реализации данного проекта будем считать следующие направления деятельности: повышение профессионализма педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс с обучающимися с ОПФР, просвещение их родителей, законных представителей, совершенствование процессов преемственности между учреждениями дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодёжи по обеспечению единства подходов, форм, методов, приёмов, способов педагогической деятельности и др., направленных на развитие личности ребёнка с ОПФР для успешности его социализации.

Выявление профессиональных запросов педагогов области, работающих в учреждениях дошкольного, общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодёжи, позволяет сделать вывод о том, что 89,6% нуждаются в специальных знаниях, 78,2%, испытывают затруднения во взаимодействии с родителями детей с ОПФР, 70,4% -затрудняются в совмещении в рамках одного учебного занятия программ, необходимых для реализации в условиях интеграции, 69,3% указали на необходимость взаимодействия учреждений образования разных типов, реализующих программы специального образования и коррекционно-педагогическую помощь для выработки единых подходов, обмена эффективным опытом педагогической деятельности.

На основании анкетирования, проведенного с родителями воспитанников, было выявлено, что 21% опрошенных не готовы принять факт нахождения с их ребенком воспитанников с ОПФР, 15% сомневаются в качестве образования при совместном обучении детей, 7% считают, что для нормотипичных детей совместное обучение не принесет никакой пользы.

Исходя из вышеперечисленного, можно выявить противоречия, на решение которых направлен инновационный проект «Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства»:

- между необходимостью организации качественного образовательного процесса  обучающихся с ОПФР (количество которых увеличивается ежегодно) и значительными профессиональными затруднениями  педагогов дошкольного, общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодёжи, реализующими данный процесс в условиях интеграции;

- между  важностью формирования инклюзивного пространства внутри учреждения образования и внешнего инклюзивного пространства и существующими недопониманием между педагогами и родителями, законными представителями обучающихся с ОПФР, между родителями, законными представителями нормотипичных обучающихся и обучающихся с ОПФР,  между педагогическими коллективами учреждений образования разных типов, реализующих программы специального образования или участвующих в интеграции;

- между потребностью педагогических работников в обучающих мероприятиях, тематика которых направлена на  развитие специфических знаний об особенностях психофизического развития обучающихся с ОПФР и усвоения ими учебного материала, педагогической деятельности в условиях реализации учебной и воспитательной деятельности и др., и недостаточностью соответствующих программ мероприятий, содержание которых раскрывает специфику работы с разными категориями обучающихся с ОПФР.

Цель инновационного проекта: формирование инклюзивного образовательного пространства посредством реализации кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

внедрить кластерную модель взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства;

совершенствовать знания и умения  педагогов направленные на повышение качества образовательного процесса обучающихся с ОПФР, обеспечение его непрерывности;

развивать процессы преемственности, взаимодействия между учреждениями образования разных типов по обеспечению единства подходов, форм, методов, приёмов, способов деятельности и т.д., направленных на развитие личности ребёнка, успешности его социализации, просвещение родителей, законных представителей, совершенствование профессионализма педагогов;

разработать локальные правовые документы, методические материалы,  способствующие повышению эффективности педагогической деятельности в учреждении дошкольного образования, совершенствованию взаимодействия учреждений образования разных типов, развитию компетенций  родителей, законных представителей обучающихся с ОПФР;

оценить эффективность использования кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства.

 

свернуть

О Государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2012 г., № 425-З : с изм. и доп. от 11 мая 2016, № 364-З

Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 06 янв. 2022 г., № 152-З :принят Палатой представителей 21 дек. 2021 г. : одобр. Советом Респ. 22 дек. 2021 г.

Постановление Министерства образования Респ. Беларусь 23 авг. 2022 г., № 276

Постановление Министерства образования Респ. Беларусь 11 дек. 2019 г., № 185

Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году

Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2022/2023 учебном году

14 февраля, среда

От сердца к сердцу

подробнее...
Меню раздела