Специальное образование

Консультация для воспитателей «Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»

Консультация для воспитателей

«Развивающая среда – как средство

коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»

  Организация предметно-развивающей среды требует особого внимания воспитателя и учителя-логопеда, так как она является одним из условий полноценного развития личности ребенка. Создание обогащенной предметной среды, которая способствует развитию деятельности детей, приобщению их к творчеству в игре или других видах деятельности, особенно актуальна в работе с детьми с нарушением речи.

    В соответствии с основными задачами и принципами построения предметно-развивающей среды для детей с ОНР в групповой комнате должна быть рационально расставлена мебель, выделены разнообразные микросреды и уголки, с использованием подвижных ширм-перегородок. Это позволит каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния, развития речевого общения.

    Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и - в большей степени - от условий, в которых оно протекает. Интересная, порождающая богатые впечатления окружающая ребенка речевая среда является первым социальным условием становления речи.

Второе условие для речевой практики - общение, обеспечивающее систематическое упражнение в усвоении норм и навыков литературной речи.

Третье условие - создание коррекционно-развивающей среды, включая специальную программу и методику, дидактические материалы и пособия, игры и игрушки, иллюстративно-графический и литературный материал, а также технические средства, новые информационные технологии.

      Для обогащения словаря детей необходим разнообразный иллюстративно-графический материал: настольно-печатные игры, викторины, кроссворды. При проведении занятий с детьми используются предметные и сюжетные картинки. Однако такой материал не всегда доступен для детей с нарушением речи, так как для них характерны общая недостаточность впечатлений об окружающем мире, слабая дифференциация признаков и свойства предметов. Поэтому в занятия с такими детьми необходимо включать как можно больше речевых контактов с окружающим миром. Следует давать предметы для речевого описания, с тем, чтобы у ребенка сформировалось представление о них, и только затем использовать картины, муляжи, модели и схемы.

        Для организации различных форм речевой деятельности применяются кукольный, пальчиковый, теневой театры, игры-драматизации по литературным произведениям, чтение и заучивание стихотворений.

       Учитывая особенности речевого развития детей с ОНР, повышенное внимание надо уделять обогащению речевой микросреды, используя дидактические игры и упражнения для развития речи. Так, дети, не мешая друг другу, одновременно могут рассматривать и классифицировать карточки с изображением животных (домашних и диких животных Севера, жарких стран и др.), птиц, растений (сада, луга, поля, леса, огорода), решать кроссворды, рассматривать альбомы. Для развития графических навыков используются коробочки с манкой, песком. Библиотечка с набором художественной литературы по изучаемым темам, серия игр развивающего характера, разнообразные игры по освоению элементов грамоты, развитию звукопроизношения помогают ребятам познавать окружающий мир и совершенствуют их речь, делая ее более содержательной и выразительной. Весь игровой материал должен быть эстетически оформлен. Такие игры позволяют не только решать проблемы развития речи, но и развивать внимание и память. Для развития слухового анализатора применяются слуховые коробочки, с помощью которых дети определяют на слух, что в них находится: горох, пшено и др.

      Необходимо уделять внимание совершенствованию зрительно-моторной координации детей - согласованному взаимодействию руки и глаз при выполнении графических заданий. Для этого используются различные упражнения, связанные с лексическими темами; задания на отвинчивание и завинчивание пробок разной конфигурации; штриховка контуров, расположенных на клетках тетради; применяются пособия для обучения завязыванию и развязыванию шнурков, застежки сверху вниз, слева направо, вкладыши.

      Для повышения познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие развитию их интеллекта, знакомству с языком музыки, движений, с художественным словом. В группе может быть организована художественно-творческая микросреда с различным материалом: пособиями с использованием фланелеграфа, масками сказочных героев, музыкально-дидактическими играми, музыкальными инструментами, в том числе фольклорными.

Предметы ряженья: шляпы, кулоны, бусы, короны, платочки с кружевами и др.,

побуждают ребят к включению в игру, речевому общению, творческой деятельности. Действуя с различными предметами, дети охотно общаются друг с другом и со взрослыми, у них легче формируется монологическая и диалогическая речь. Это раскрепощает детей, помогает им обрести уверенность, преодолеть страх и негативные переживания.

      Учитывая недоразвитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОНР, особенно важно соблюдать принцип обеспечения индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия воспитанников. Каждый ребенок во время работы с материалами должен иметь свое личное пространство, в котором он может работать сидя или лежа на коврике, за индивидуальным столом.

      Эффективное упражнение для развития речевого общения детей - работа перед зеркалом с переодеванием и общением с самим собой. Это может быть особенно интересно для детей с нарушением психоэмоциональной сферы. Предлагаются задания типа "Посмотри на свою улыбку в зеркале", "Расскажи стихотворение", "Расскажи о себе", "Спой песню". Такие упражнения позволяют ребенку видеть и осознавать собственные речевые и мимические действия, наблюдать работу артикуляционного аппарата.

    Принцип коррекционно-развивающего обучения означает, что обучение может быть развивающим тогда, когда оно учитывает зону ближайшего развития ребёнка, которая представляет резерв его потенциальных возможностей.     

Среда, окружающая детей в группе, должна обеспечивать:

- чувство психологической защищённости;

- средства полноценного развития (т. е. должна быть обеспечена радость существования);

- решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребёнок-педагог»

- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

     А значит: предметная среда должна предоставлять ребёнку условия для творческого развития и обеспечивать возможность «вычерпывать» из неё информацию.

 

свернуть

В ГУО «Детский сад № 120 г.Гомеля» функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи

Основной целью деятельности пункта  является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

Организация и оказание коррекционно-педагогической помощи в пункте осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 15), «Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи» от 25.07.2011 №131 с изменения и дополнениями,  утвержденными Постановление Министерства  образования Республики Беларусь   от   12 октября 2012 г. № 121», методическими рекомендациями «Организации и содержания работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» от 25.05.2012: 

Зачисление   воспитанников   в   пункт   осуществляется   приказом  руководителя учреждения   образования   на   основании   следующих документов:

* заявления законного представителя воспитанника;

* заключения   государственного   центра   коррекционно-развивающего   обучения   и реабилитации (ЦКРОиР).

 В  пункт  могут   зачисляться   воспитанники  из  других  учреждений образования, реализующих  образовательную программу дошкольного образования, при наличии свободных мест. Отчисление   воспитанников   из   пункта   осуществляется   приказом руководителя учреждения образования  после исправления нарушений  физического   и (или) психического развития.

 По вопросу определения в пункт коррекционно-педагогической помощи обращаться к заведующему.

свернуть

Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них

Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 24 жніўня 2022 г. № 286 «Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2013 г. № 130 «Об утверждении Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 135 «О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 233 «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь»

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»

Смолекова Наталья Анатольевна

  • Должность: Учитель-дефектолог
  • Образование: Высшее педагогическое
  • Категория: Первая категория

Татаринова Мария Сергеевна

  • Должность: Учитель-дефектолог
  • Образование: Высшее педагогическое
  • Категория: Без категории

Евмененко Анастасия Александровна

  • Должность: учитель-дефектолог
  • Образование: высшее
  • Категория: без категории

Румянцева Евгения Александровна

  • Должность: Учитель-дефектолог
  • Образование: Высшее педагогическое
  • Категория: Без категории