Специальное образование
Консультация для воспитателей «Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»
Консультация для воспитателей
«Развивающая среда – как средство
коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»
Организация предметно-развивающей среды требует особого внимания воспитателя и учителя-логопеда, так как она является одним из условий полноценного развития личности ребенка. Создание обогащенной предметной среды, которая способствует развитию деятельности детей, приобщению их к творчеству в игре или других видах деятельности, особенно актуальна в работе с детьми с нарушением речи.
В соответствии с основными задачами и принципами построения предметно-развивающей среды для детей с ОНР в групповой комнате должна быть рационально расставлена мебель, выделены разнообразные микросреды и уголки, с использованием подвижных ширм-перегородок. Это позволит каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния, развития речевого общения.
Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и - в большей степени - от условий, в которых оно протекает. Интересная, порождающая богатые впечатления окружающая ребенка речевая среда является первым социальным условием становления речи.
Второе условие для речевой практики - общение, обеспечивающее систематическое упражнение в усвоении норм и навыков литературной речи.
Третье условие - создание коррекционно-развивающей среды, включая специальную программу и методику, дидактические материалы и пособия, игры и игрушки, иллюстративно-графический и литературный материал, а также технические средства, новые информационные технологии.
Для обогащения словаря детей необходим разнообразный иллюстративно-графический материал: настольно-печатные игры, викторины, кроссворды. При проведении занятий с детьми используются предметные и сюжетные картинки. Однако такой материал не всегда доступен для детей с нарушением речи, так как для них характерны общая недостаточность впечатлений об окружающем мире, слабая дифференциация признаков и свойства предметов. Поэтому в занятия с такими детьми необходимо включать как можно больше речевых контактов с окружающим миром. Следует давать предметы для речевого описания, с тем, чтобы у ребенка сформировалось представление о них, и только затем использовать картины, муляжи, модели и схемы.
Для организации различных форм речевой деятельности применяются кукольный, пальчиковый, теневой театры, игры-драматизации по литературным произведениям, чтение и заучивание стихотворений.
Учитывая особенности речевого развития детей с ОНР, повышенное внимание надо уделять обогащению речевой микросреды, используя дидактические игры и упражнения для развития речи. Так, дети, не мешая друг другу, одновременно могут рассматривать и классифицировать карточки с изображением животных (домашних и диких животных Севера, жарких стран и др.), птиц, растений (сада, луга, поля, леса, огорода), решать кроссворды, рассматривать альбомы. Для развития графических навыков используются коробочки с манкой, песком. Библиотечка с набором художественной литературы по изучаемым темам, серия игр развивающего характера, разнообразные игры по освоению элементов грамоты, развитию звукопроизношения помогают ребятам познавать окружающий мир и совершенствуют их речь, делая ее более содержательной и выразительной. Весь игровой материал должен быть эстетически оформлен. Такие игры позволяют не только решать проблемы развития речи, но и развивать внимание и память. Для развития слухового анализатора применяются слуховые коробочки, с помощью которых дети определяют на слух, что в них находится: горох, пшено и др.
Необходимо уделять внимание совершенствованию зрительно-моторной координации детей - согласованному взаимодействию руки и глаз при выполнении графических заданий. Для этого используются различные упражнения, связанные с лексическими темами; задания на отвинчивание и завинчивание пробок разной конфигурации; штриховка контуров, расположенных на клетках тетради; применяются пособия для обучения завязыванию и развязыванию шнурков, застежки сверху вниз, слева направо, вкладыши.
Для повышения познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие развитию их интеллекта, знакомству с языком музыки, движений, с художественным словом. В группе может быть организована художественно-творческая микросреда с различным материалом: пособиями с использованием фланелеграфа, масками сказочных героев, музыкально-дидактическими играми, музыкальными инструментами, в том числе фольклорными.
Предметы ряженья: шляпы, кулоны, бусы, короны, платочки с кружевами и др.,
побуждают ребят к включению в игру, речевому общению, творческой деятельности. Действуя с различными предметами, дети охотно общаются друг с другом и со взрослыми, у них легче формируется монологическая и диалогическая речь. Это раскрепощает детей, помогает им обрести уверенность, преодолеть страх и негативные переживания.
Учитывая недоразвитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОНР, особенно важно соблюдать принцип обеспечения индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия воспитанников. Каждый ребенок во время работы с материалами должен иметь свое личное пространство, в котором он может работать сидя или лежа на коврике, за индивидуальным столом.
Эффективное упражнение для развития речевого общения детей - работа перед зеркалом с переодеванием и общением с самим собой. Это может быть особенно интересно для детей с нарушением психоэмоциональной сферы. Предлагаются задания типа "Посмотри на свою улыбку в зеркале", "Расскажи стихотворение", "Расскажи о себе", "Спой песню". Такие упражнения позволяют ребенку видеть и осознавать собственные речевые и мимические действия, наблюдать работу артикуляционного аппарата.
Принцип коррекционно-развивающего обучения означает, что обучение может быть развивающим тогда, когда оно учитывает зону ближайшего развития ребёнка, которая представляет резерв его потенциальных возможностей.
Среда, окружающая детей в группе, должна обеспечивать:
- чувство психологической защищённости;
- средства полноценного развития (т. е. должна быть обеспечена радость существования);
- решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребёнок-педагог»
- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
А значит: предметная среда должна предоставлять ребёнку условия для творческого развития и обеспечивать возможность «вычерпывать» из неё информацию.
В ГУО «Детский сад № 120 г.Гомеля» функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи
Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.
Организация и оказание коррекционно-педагогической помощи в пункте осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 15), «Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи» от 25.07.2011 №131 с изменения и дополнениями, утвержденными Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 октября 2012 г. № 121», методическими рекомендациями «Организации и содержания работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» от 25.05.2012:
Зачисление воспитанников в пункт осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:
* заявления законного представителя воспитанника;
* заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
В пункт могут зачисляться воспитанники из других учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, при наличии свободных мест. Отчисление воспитанников из пункта осуществляется приказом руководителя учреждения образования после исправления нарушений физического и (или) психического развития.
По вопросу определения в пункт коррекционно-педагогической помощи обращаться к заведующему.
Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них
Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 24 жніўня 2022 г. № 286 «Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі»
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2013 г. № 130 «Об утверждении Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование»
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 135 «О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития»
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 233 «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь»
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»
Смолекова Наталья Анатольевна
- Должность: Учитель-дефектолог
- Образование: Высшее педагогическое
- Категория: Первая категория
Татаринова Мария Сергеевна
- Должность: Учитель-дефектолог
- Образование: Высшее педагогическое
- Категория: Без категории
Евмененко Анастасия Александровна
- Должность: учитель-дефектолог
- Образование: высшее
- Категория: без категории
Румянцева Евгения Александровна
- Должность: Учитель-дефектолог
- Образование: Высшее педагогическое
- Категория: Без категории