Патриотическое воспитание

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Консультация для родителей
«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»


Как у маленького деревца, поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких
десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у
своих детей чувства безграничной любви к Родине.
 В.А. Сухомлинский.

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который
включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство
 глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе,
толерантное отношение к другим людям.
Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем
окружении ребенка, а точнее в семье.
 У мальчиков с детства необходимо  формировать представления о
необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду,
оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что
настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для
этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься
спортом.
Родители должны формировать у своих детей положительный опыт
“решения конфликтов” (уметь договориться, уступить, прийти к соглашению
без “кулаков” и т.д.
У девочек нужно формировать представления о том, что значит
сохранять, мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать
и заботиться о них.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать так же, в какой
стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно
больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать
чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому,
что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать
чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и
порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических
чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о
хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский
фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и
стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и
уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые
передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи
и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал,
формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок
должен иметь понятие о государственных и  народных праздниках,   активно
принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой,
обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное
отношение.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она
определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной
заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое
значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность
познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к
природе. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края,
полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и
формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать
патриотом и гражданином своей страны.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания
детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории
своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,
внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Быть патриотом своей страны - значит принимать близко к сердцу ее
интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все
то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку
передается от родителей к детям.
Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста
 знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где
работают, как важен для общества их труд;
 знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
 может рассказать о своем родном городе, назвать улицу, на которой
живет;
 знает, что Республика Беларусь (Белоруссия) — огромная
многонациональная страна; что Минск — столица нашей Родины.
Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
 имеет представления о Белорусской армии, о годах войны, о Дне
Победы.
Рекомендации для родителей
 Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для
него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
 Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
 Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице,
поговорите о значении каждого объекта.

 Дайте представление о работе общественных учреждений: почты,
магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников
этих учреждений, отметьте ценность их труда.
 Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и
озеленению своего двора.
 Расширяйте собственный кругозор
 Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других
людей.
 Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего
народа
 Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное
поведение в общественных местах.
 Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и
гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
 Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю
ваших предков, из которых они вышли с честью
 Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами
своей Родины.
 Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в
музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы
будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше
вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в
подростковом возрасте и юности.
 Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым
прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет
выражать ваш ребёнок.
 Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только
проблемы,  но и отмечайте положительные моменты.
 Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной
стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не
высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое дело!»
 Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях,
прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно
оценивайте их вклад в жизнь общества.
 Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас
самих
 Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять
позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!

свернуть

Народны каляндар

   

Народны каляндар

  СВЯТЫ – сукупнасць звычаяў і абрадаў. Падзяляюцца на рэлігійныя, сінкрэтычныя і безрэлігійныя. Рэлігійныя святы – царкоўныя, у прыватрасці хрысціянскія (раство Хрыстова). Сінкрэтычнымі святамі (мелі рэлігійныя і безрэлігійныя элементы) былі традыцыйныя каляндарная народныя святы (каляды, масленіца, купалле і інш.). Да безрэлігійнай часткі народных свят належылі шматлікія гульні, асабліва на каляды, масленіцу, купалле. У час народных свят спявалі народна-каляндарныя і сямейныя песні, выконвалі творы народнай харэаграфіі. У народна-каляндарных святах, асабліва ў калядах, ёсць элемент Народнага тэатра, а рэлігійныя элементы звязаны са старажытна абрадавымі дзеяннямі.  Некаторыя з іх, асабліва старыя абрадавыя дзеянні, сталі безрэлігійнымі тэатралізаванымі дзеяннямі, святочнай забавай. 
      АБРАДЫ – сукупнасць традыцыйных умоўных дзеянняў, што сімвалічна выражаюць і замацоўваюць адносіны людзей да прыроды і паміж сабой, іх паводзены ў важных жыццёвых сітуацыях, якія сістэматычна паўтараюцца. Абрады – састаўная частка традыцыйна-бытавой культуры народа. Утрымліваюць у сабе элементы песеннага, харэаграфічнага, драматычнага, дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва. Зарадзіліся ў першабытным грамадстве, калі людзі імкнуліся заклінаннямі ўздзейнічаць на незразумелыя з'явы прыроды.
Абрады былі звязаны з гаспадарчай дзейнасцю, бытавымі ўмовамі, грамадскімі адносінамі і падзяляліся на каляндарна-вытворчыя (земляробчыя, паляўнічыя, жывёла гадоўчыя, рыбалоўныя), сямейна-бытавыя (вясельныя, радзіныя, пахавальныя), грамадскія і царкоўныя.
Большасць беларускіх абрадаў старажытнага паходжання ўзніклі на агульнай усходне-славянскай глебе. Старажытная абраднасць ляжыць у аснове калядавання, масленіцы, шчадравання, абрадаў купальскай ночы і інш. Многія абрады звязаны з культам продкаў (дзяды, радаўніца), расліннасці.

 

Асаблівасць беларускіх абрадаў – перапляценне ў іх аграрна-бытавых, язычніцкіх і хрысціянскіх элементаў. Царква імкнулася забараніць народныя абрады або прыстасаваць іх да патрэб рэлігійнага культу, асобным абрадам вяселля, радзін, пахавання і інш.. Надаць рэлігійны змест. Абрады ў аснове сваёй захавалі народную спецыфіку і нацыянальны каларыт, суправаджаемыя песнямі, танцамі, замовамі, карагодамі, пераапрананнямі (каза, жораў, дзед і інш.). У іх прысутнічаюць элементы тэатральнага дзеяння. З імі звязана сялянска-абрадавая паэзія.

З цягам часу абрады страцілі першапачатковае значэнне, роля рэлігійных элементаў у іх паступова змяншалася, яны пераходзілі ў разрад гульняў, святочных забаў і захоўваліся пераважна ў вёсцы.

Абрады зямельныя. Цыкал замацованных звычаямі ўмоўных сімвалічных дзеянняў, звязаных з працоўным годам земляроба. Узніклі ў першабытнам грамадстве ў перыяд развіцця земляробства. У сувязі з пастаяннай паўторнасцю сельскагаспадарчых работ і прыстасованасцю іх да пэўных дат або перыядаў земляробчыя абрады прынята называць каляндарнымі. Падзяляюцца на зімовыя - звязаны са святкаваннем каляд, масленіцы, грамніц; вясновыя - гуканне вясны, першы выхад у поле; летнія – звязаны са святкаваннем купалля, зажынак, дажынак; восеньскія – са святкаваннем спаса, багача, пакроваў. Яны напоўнены песнямі, танцамі, шуткамі. Народныя традыцыі надавалі ім сваеасаблівы каларыт і нацыянальную спецывіку.

Многія элементы ў земляробчых абрадах страцілі ранейшае значэнне, бо менш звязаны з вытворчымі працэсамі, элементы міфалогіі ператварыліся ў сімвалы, характэрныя для гульняў. Новы змест і новае афармленне набылі традыцыйныя народныя абрады пачатку і заканчэння веснавых палявых работ. На змену традыцыйнай масленіцы прыйшлі Свята зімы, Праводзіны зімы.

Народныя беларускiя святы

Каляды (к. 25 снежня, п. 7 студзеня)

Калі на Каляды прыгравае, быць зялёнаму году.

Калядныя святы пачыналіся з дня Божага Нараджэння — Раства. Калі першая зорка з’яўлялася на небе, уся сям’я садзілася за стол, засланы белым абрусам, пад які клалі сена. Стравы на стале былі посныя, абавязкова варылі куццю — кашу з круп. Запаліўшы свечку і памаліўшыся, пачыналі вячэраць. З гэтага дня па сяле хадзілі калядоўшчыкі — юнакі і дзяўчаты, пераапранутыя ў цыганоў, казу, жорава, кабылу. Калядоўшчыкі спявалі песні-калядкі, скакалі пад скрыпачку і бубен, у заключэнне выконвалі велічальную песню гаспадарам дома з самымі шчодрымі пажаданнямі, а ў адказ атрымлівалі пачастункі.

Грамніцы, альбо Стрэчанне (к. 2 лютага, п. 15 лютага)

Грамніцы — палавіна зіміцы.

Свята сустрэчы зімы і лета. Якое надвор’е на Грамніцы, такая будзе і вясна. Пасля гэтага дня пачыналі рыхтавацца да работ у полі. У царкве ці касцёле асвячалі грамнічныя свечкі. Яны лічыліся ахоўнымі — гаспадар з дапамогай гэтых свечак «асвячаў» хату і ўсю гаспадарку, выпальваючы імі невялікія крыжыкі на дзвярах і варотах. Верылі, што грамнічныя свечкі ратуюць будовы ад удару маланкі. З грамнічнымі свечкамі тройчы абыходзілі свойскую жывёлу на свята Юр'я, іх запальвалі на засеўкі, з імі абыходзілі хаты на Іллю і Багача, сустракалі маладых на вяселлі, дзіцятка на радзінах, клалі ў руку нябожчыку, ішлі шукаць папараць-кветку на Купалле.

Сырны тыдзень, або Масленка (за 8 тыдняў да Вялікадня)

Масленка, масленка, нясі сыру, масла нам, каб зімачка згасла!

Старажытнае язычніцкае свята. У гэты тыдзень праводзяць зіму. Сёння Сырны тыдзень болей вядомы як Масленка. Шмат стагоддзяў у беларусаў сыр быў самым папулярным прадуктам i сiмвалiзаваў нараджэнне новага жыцця. У гэты тыдзень дзяўчаты і хлопцы ладзілі гушканне на арэлях, коўзанне з горак на санках. Верылі, што чым вышэй узляціш на арэлях, чым далей скоцішся з горкі — тым даўжэйшы будзе лён. На Масленку ласуюцца блінамі, спяваюць масленічныя песні.

Гуканне вясны (з 14 сакавіка)

Благаславі, Божа, вясну заклікаці, лета сустракаці!

Першае вясновае свята. Дзяўчаты збіраліся на ўзгорках (каб было бліжэй да неба) і спявалі вяснянкі — песні, у якіх клікалі вясну. Вадзілі карагоды, спальвалі пудзіла зімы, як на Масленку. Падчас спеваў вяснянак і гукальных карагодаў дзяўчаты падкідвалі ўверх печыва ў выглядзе птушак — жаўрукоў, кулікоў, буслоў, што павінна было, як і спевы, хутчэй выклікаць надыход вясны.

Саракі

22 сакавіка, дзень, як зараз кажуць, "вясенняга раўнадзенсва". Гэты дзень лічыўся нараджэннем новага года, пачаткам абуджэння зямлі ад зімовага сну. Некалькі назваў мае ен. Найбольш распаўсюджаны - "саракі". Сення існуе некалькі тлумачэнняў, чаму менавіта так. Найбольш верагодным можна лічыць тлумачэнне, звязанае з коранем "рок" (год) - пачатак новага году. Акрамя таго, з гэтага дня пачыналі адлічваць яшчэ 40 дзен, адмечаных маразамі па начах, па заканчэнні якіх можна было пачынаць сеяць - адну з самых важных сельскагаспадарчых спраў на увесь год. Кліматычные ўмовы не дазвалялі памыліцца, пасееш рана - вымерзне, позна - высахне, і можна застацца без збожжа зімой, што было раўнаважна смерці. Таму так уважліва адносіліся нашые продкі да гэтага дню.

Камаедзіца

Беларускае народнае свята, звязанае з сустрэчай вясны, лічыцца праявай татэмізму. Уключае ў сябе шэсце пераапранутых з удзелам мядзведзя і святочны абед, імітуюцца звычкі жывёлы. Святкуецца 24 сакавіка перад Дабравешчаннем. Назва свята паходзіць ад камоў(літаральна: есці камы) — сушаны рэпнік, аўсяны кісель, якія лічыліся ласункам лясной істоты.

Вербніца (апошняя перад Вялікаднем нядзеля)

У гэты святочны дзень у царкве ці касцёле асвячалі галінкі вярбы, неслі іх дадому і злёгку сцябалі імі дамашніх, перш за ўсё дзетак, і прыгаворвалі:    

Не я б’ю, вярба б’е,
За тыдзень — Вялікдзень.
Будзь здароў, як вада,
А расці, як вярба! Будзь здароў на ўвесь год!                             
Людзі верылі, што такім чынам чалавеку перадаецца моц і прыгажосць гэтага дрэва. Частку асвечаных галінак клалі за бажніцу, утыкалі ў сцены, вокны. На працягу ўсяго года асвячоныя галінкі вярбы выкарыстоўваліся: кожная гаспадыня выганяла на Юр’я сваю карову на пашу, злёгку сцябаючы па баках галінкай, з вербачкай селянін выходзіў засяваць поле, садзіць бульбу.
Вярбная галінка была патрэбная падчас першага грому. Каб не баяцца навальніцы, імкнуліся з’есці па адной пупышцы, а затым легчы на зямлю і перакуліцца. Пачуўшы грымоты, гаспадыня запальвала грамнічную свечку, а вербныя галінкі клала на падаконнік з таго боку, адкуль насоўваліся дажджавыя хмары.
Галінкі ніколі не выкідалі, а захоўвалі да наступнай Вербніцы, каб спаліць у печы і попел рассыпаць па градках.
Дабравешчанне, або Звеставанне 

На Дабравешчанне дзеўка касу не пляце, а птушка гнязда не ўе.

Нашы продкі лічылі, што ў гэты дзень прыходзіць вясна. Гэта свята прылёту бусла і ластаўкі. Шчасціла таму, хто ўбачыць першага бусла, які ляціць, а не стаіць. Гаспадыня падымалася раней мужа, каб выканаць абрад «развязвання сахі». Пасля абеду "гукалі вясну". Дзяўчаты збіраліся ля гумнаў і лазняў, забіраліся нават на стрэхі і спявалі вяснянкі. Разводзілі невялікія вогнішчы, вадзілі вакол іх «танкі» (карагоды). Гаспадыні пяклі печыва ў выглядзе птушак. У гэты дзень не дазвалялася працаваць.

Вялікдзень

Гэтае свята лічыцца найвялікшым каляндарным святам. Яно складае выключную адметнасць, самабытнасць беларускага абрадава-святочнага каляндара.На гэта свята сутракалі Новы Год па сонечнаму календару. Святкавалася ў дзень вяснавога раўнадзенства. Потым стала перасоўным ад 4 красавіка да 8 мая. Апошняя нядзеля перад святам была Вербная нядзеля. У царкву заносілі галінкі вярбы, якія асвяшчалі святой вадой. Потым прынасілі дамоў і з'ядалі па аднаму пухірку, каб абараніцца ад маланкі, а рэшткі вярбы захоўвалі да наступнай Вербніцы.

Наўскі Вялікдзень

Адзначаўся ў чысты чацвер, як частка агульнакаляндарнай традыцыі ўшанавання дзядоў. Гэтае свята больш вядома пад назвай Радауніца (Ра́даніца, Ра́дуніца, Радаўні́цкія Дзяды́, На́ві Дзень) – дзень памінаньня памерлых ва ўсходніх славянаў, на які са старажытных часоў адбываліся трапэзы на магілах бацькоў і блізкіх сваякоў. Назва Наві Дзень паходзіць ад старажытна-славянскага навь – нябожчык.

Праваслаўная Царква ўключыла Радаўніцу ў свой культ.

Радаўніца адзначаецца праз тыдзень пасля Вялікадня, заўжды на аўторак. Спачатку ідуць памінаць блізкіх у царкву, а потым на могілкі. І хоць існуе звычай памінальнай трапэзы, у тым ліку велікоднае яйка пакідаць «для спачылых», Праваслаўная Царква не ўхваляе гэтага звычаю, паколькі лічыцца, што памерлым патрэбна толькі малітва аб упакаеньні душы і добрыя справы ў памяць пра іх.

Юр'я

Юр'я – традыцыйнае свята, якое адзначаецца 6 мая (23 красавіка па старым стылі). Гэта адно з найбольш адметных святаў земляробчага календара, абстаўлена шэрагам урачыстых абрадавых дзеянняў. Свята адзначаецца ў гонар Св. Георгія Пераможцы – заступніка свойскай жывёлы і сялянскай нівы. У хрысціянскія часы ён пераняў рысы і функцыі язычніцкага бога Ярылы. Варыянты назваў свята, прысвечанага гэтаму боству — Ярылавіца, Ярылкі. Веснавы Юрай знаменаваў сабою сапраўдны пачатак вясны. Менавіта з гэтага дня, як лічылі амаль усюды, пачынае кукаваць зязюля. На Юр'е сяляне выходзілі з песнямі і ахвярнымі стравамі аглядаць свае зарунелыя палеткі. З Юр'ем звязваўся, як правіла, і першы выпас жывёлы. Адначасна з апякунствам свойскай жывёлы Юр'я лічыўся валадаром ваўкоў. У народзе ўяўлялі, што Юр'я едзе на белым кані і замыкае пашчы дзікім звярам, пасля чаго тыя менш нападаюць на скаціну. Свята было напоўнена шматлікімі абрадавымі дзеяннямі, песнямі, павер'ямі, прыкметамі апатрапеічнага і заклінальнага характару.

Зялёныя святкi або Сёмуха

Свята найвышейшага росквіту прыроды. Вядома пад назвай Сёмухі, Тройцы. Святкуецца гэтае свята на семым і восьмым тыдні пасля Вялікадня. Гэтае свята з'яўляецца гімнам маці-прыродзе, сімвалізуе ўласцівае канцу вясны і пачатку лета ўшанаванне зеляніны, дрэў і кветак, што знаходзяцца ў сваім росквіце. Яны – прыроднае атачэнне свята, яго вобразнасць і змест.

Некалі даўно маладыя дзяўчаты  з песнямі хадзілі ў лес. Абіралі там маладыя бярозкі і завівалі паміж сабой стужачкамі, каб атрымаліся такія ўпрыгожаныя вароцікі. Пасля праз іх праходзілі. Даследчыкі кажуць, што гэта такі архаічны сімвал таго, што жанчына ўступае ў шлюбны ўзрост і тым яднаецца з прыродай, паказвае сусвету, што яна ўжо гатовая пайсці замуж і нараджаць дзетак.

Купалле

У разгар лета ў Беларусі адзначаюць Купалле – адно з найстарадаўнейшых народных свят, прысвечаных сонцу і росквіту зямлі. Гэтае свята насычана прыгожымі язычніцкімі звычаямі. Сутнасць гэтага свята засталася некранутай да нашых дзён. Увасабленнем былі ачышчальныя вогнішчы, ачалавечаны вобраз жанчыны Купалы і нават яго дочкі. Сёння згодна з праваславным календаром свята адзначаюць у ноч з 6 на 7 ліпеня, каталіцкім – 24 чэрвеня.

З Купаллем звязана шмат дзіўных легенд і паданняў. У народзе верылі, што ў гэту ноч рэкі свецяцца асаблівым нерэальным святлом, а ў іх водах купаюцца душы памерлых у абліччы русалак. Па зямлі ходзяць ведзьмы, чарадзеі і духі, якія імкнуцца нашкодзіць чалавеку, расліны і жывёлы размаўляюць, а сонца на золку "гуляе".

Убачыць гэтыя цуды, зразумець мову звяроў і птушак можна з дапамогай кветкі папараці,  якая зацвітае, згодна з павер'ямі, усяго на імгненне раз у год. Яна давала незвычайную здольнасць бачыць будучыню і знаходзіць усе схаваныя скарбы свету, але раздабыць яе мог толькі вельмі смелы чалавек. Пошук "папараць-кветкі" – адзін з самых таямнічых рытуалаў купальскай ночы.

Дажынкі

Дажынкі – старажытнае народнае свята ў беларусаў, звязанае з апошнімі момантамі жніва. Суправаджалася народнымі абрадамі, танцамі, песнямі, чым былі ўдзячныя «духам нівы» за хлеб і заадно прасілі даць урадлівасць і налета.

Дажаўшы жыта, пасля абраду «завівання барады» (закручвалі пук і пакідалі яго) «для птушак» жнеі прыхарошвалі сноп кветкамі, плялі вянкі з каласоў і з песнямі ішлі ў вёску. Прыйшоўшы, аддавалі сноп гаспадарам, за што мелі смачны пачастунак ці падарункі.

Дажынкам было прысвечана шмат дажынкавых песень, якія спявалі напрыканцы жніва, вяртаючыся з поля ў вёску і на застоллі. Яны былі значна весялейшыя за жніўныя песні, бо ў апошніх спявалася пра нялёгкую працу і долю жней і іх дзяцей.

У наш час дажынкі адзначаюць як свята ўраджаю.

 Пакровы

Пакроў (Пакравы, Пакрова): 1 (14) кастрычніка — царкоўнае тлумачэнне літаральнае: пакроў (пакрывала) Божай Маці; у народнай трактоўцы паняцце атрымала больш шырокі сэнс, ахопліваючы самыя розныя прыкметы прыроды: «Святы Пакроў накрыў зямлю жоўтым лістом, маладым сняжком, ваду лёдам, пчалу мёдам», «...рыбу луской, дрэва карой, птаху пяром, дзеўку чапцом»; «Святэй Пакроў стагі пакрыў: першы стажок дранічкамі, другі стажок саломкаю, трэці стажок белым снегам». Гаварылі, што зіма закрывае лета, а Бог пячатае зямлю пасля Пакрова, і да вясны ніхто не можа знайсці скарбаў. Адзначаліся ад 14 кастрычніка да 27 кастрычніка. На гэтае свята размярковываліся дні паміж дзяўчатамі, а 27 кастрычніка па надвор'ю меркавалі аб характары будучай жонкі, і называлі гэты час Дзівочым летам. Пачынаючы з гэтага свята, моладзь пачынала збірацца на вячоркі, а хатнія справы спраўляліся з песнямі.

 Дзяды

Дзяды – свята беларускага народнага календара, звязанае з памінаннем продкаў («дзядоў»). У славянскай міфалогіі «дзядамі» таксама называюць душы продкаў. У Беларусі Дзяды адзначаюцца некалькі разоў на год: масленічныя, радаўніцкія, траецкія (духаўскія), пятроўскія, змітраўскія. Галоўныя – Восеньскія Дзяды (Змітраўскія, Вялікія, Асяніны, Тоўстая вячэра, Хаўтуры), яны адзначаюцца ў лістападзе, але ў розных рэгіёнах у розныя дні (Міхайлаўскія Дзяды, Піліпаўскія Дзяды, Змітраўскія Дзяды і інш.).

У цэнтры абраду – вячэра ў памяць памерлых сваякоў. Рытуал Дзяды у найбольш архаічнай форме захаваўся толькі ў беларусаў. Кожны дзень тыдня меў сваё значэнне. Так субота мела быць днём ушанавання дзядоў, усіх памерлых. У гэты дзень кожны павінен быў успомніць лепшыя рысы прашчураў, аддаць ім належную павагу.

 Зімовыя святкі

Зімовыя святкiПачыналіся посля постнай куцці (6 студзеня) і завяршаліся да Вадахрышча (19 студзеня). На гэтае свята адбываліся сапраўдныя тэатралізаваныя беларускія народныя карнавалы. Пачыналіся зімовыя святкі з Каляд (7 студзеня), якія былі ў гонар зімоваго сонцазвароту і каляднага месаеду пасля Піліпаўскага посту. На гэты язычніцкі абрад наслаівалася хрысціянскае свята нараджэнне Хрыстова – свята Раства. Неад'емным рытуалам з'яўляецца ўшанаванне продкаў-дзядоў. Гэтаму прысвячалі тры ўрачыста-шанавальныя куцці: перадкалядная посная, багатая – шчодрая і вадзяная. Гэтая дзея цягнулася ад 25 снежня да 6 студзеня.

свернуть

Маршруты выходного дня

Маршрут выходного дня

"По местам памяти героев, погибших во время Великой Отечественной Войны"

В разных уголках Беларуси, потерявшей в 1941-1945 годах каждого третьего жителя, созданы символичные мемориальные комплексы, установлены монументы, посвященные событиям самой трагической и кровопролитной войны на этой многострадальной земле.

Сегодня в стране около 9 тысяч памятников и захоронений Великой Отечественной войны. Они входят в военно-исторические маршруты и экскурсии, но главное – являются святым местом почитания погибших, вечным напоминанием о том, как бесценен мир

Монумент Победы в Минске

Монумент Победы в Минскег. Минск, площадь Победы

Архитектурно-скульптурный комплекс "Минск – город-герой"

Комплекс "Минск – город-герой"Стела "Минск – город-герой", возведенная в 1985 году в честь 40-летия Великой Победы, сегодня входит в грандиозный ансамбль Музея истории Великой Отечественной войны. В 1974 году Минск получил звание Города-героя за мужество и отвагу его жителей во время фашистской оккупации, которая продолжалась 1100 дней и ночей. Венчает 45-метровый обелиск Звезда Героя, а у подножия выгравирован текст о присвоении городу почетного звания. Дополняет ансамбль бронзовая скульптура женщины с высоко поднятыми фанфарами – символ Родины-матери. В наши дни у стелы "Минск-город-герой" проходят грандиозный военный парад и шествие в главный государственный праздник – День Независимости.

г. Минск, проспект Победителей

Государственный мемориальный комплекс "Хатынь"

Мемориальный комплекс "Хатынь"Минская область, Логойский район

Мемориальный комплекс "Дальва"

Мемориальный комплекс "Дальва"Более 5 тысяч белорусских деревень было стерто с лица земли во время Великой Отечественной войны. Среди них и Дальва, 19 июня 1944 года повторившая трагическую судьбу Хатыни. Сегодня на этом месте находится мемориал памяти погибших, бетонные венцы срубов хат и небольшой музей. Инициатором создания комплекса, человеком, который посвятил ему всю жизнь, был Николай Гирилович, чудом выживший в тот трагический день. Остальные жители деревни – 44 человека, 29 из которых – дети, были согнаны в один дом и сожжены заживо. Жестокую карательную операцию фашисты провели всего за 10 дней до прихода войск Красной Армии…

Минская область, Логойский район

Мемориальный комплекс "Курган Славы"

Мемориальный комплекс "Курган Славы"Минская область, Смолевичский район

Историко-культурный комплекс "Линия Сталина"

Историко-культурный комплекс "Линия Сталина"   Минский район

Мемориальный комплекс "Бресткая крепость-герой"

Мемориальный комплекс "Бресткая крепость-герой"
г. Брест

Мемориальный комплекс освободителям Пинска

Мемориальный комплекс освободителям ПинскаВ сердце мемориала, посвященного героям-освободителям Пинска – братская могила, где покоится прах 244 солдат, памятник бронекатеру БК-92 и символичный знак, установленный на месте высадки десанта Днепровской флотилии. Рядом восстановлен знаменитый "Дот Молчанова": в 1944 году здесь размещался командный пункт майора Георгия Молчанова, который командовал 1323-м стрелковым полком. Именно отсюда пришло первое сообщение об освобождении Пинска. В наши дни воссоздан интерьер легендарного штаба, а в экспозиции можно увидеть планы военных операций, карты, журнал памяти солдат… После реконструкции в мемориальном комплексе появился музей военной техники под открытым небом.

Брестская область, г. Пинск

Мемориальный комплекс "Буйничское поле"

Мемориальный комплекс "Буйничское поле"г. Могилев

Мемориальный комплекс "Землянка"

Мемориальный комплекс "Землянка"

Огромная партизанская "землянка" из бетона, а также стела с памятной надписью появились в 1982 году на 1-м километре шоссе Могилев – Чаусы. В этих местах в начале Великой Отечественной войны находился штаб Западного фронта. Здесь 1 июля 1941-го с участием маршалов Советского Союза К.Ворошилова и Б.Шапошникова состоялось первое совещание по защите Днепровского рубежа и созданию подпольных отрядов в тылу врага. А спустя несколько суток началась героическая оборона Могилева, на подступах которого 23 дня и ночи стояли 172-я (генерал М.Романов) и 110-я (полковник В.Хлебцев) стрелковые дивизии 61-го стрелкового корпуса 13-й армии, другие подразделения Красной Армии, продвигающиеся с запада, и народные ополченцы, вставшие на защиту родного города. 

Могилевский район

Мемориальный комплекс "Памяти сожженных деревень Могилевской области"

Стена памяти сожженных деревень Могилевской областиМемориальный ансамбль в деревне Борки Кировского района хранит память о сожженных в годы Великой Отечественной войны селениях Могилевщины. Так сложилось, что мест, разделивших судьбу печально известной на весь мир Хатыни, в Беларуси – сотни. Трагические истории многих из них легли в основу знаменитой документальной книги "Я з вогненнай вёскi" белорусских авторов Алеся Адамовича, Янки Брыля и Владимира Колесника, которые записали для потомков правдивый рассказ более чем 300 свидетелей тех дней… В кровавом списке и Борки, вошедшие в историю одной из самых массовых карательных операций войны. 15 июня 1942-го фашисты сожгли жителей деревни и окрестных сел – всего более 2000 человек… Спустя десятилетия здесь возведены Стена памяти и шесть плит с названиями уничтоженных поселений, колокола и часовня в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших".

Могилевская область, Кировский район, д. Борки

Мемориал воинской славы "Лудчицкая высота"

Мемориал воинской славы "Лудчицкая высота"

 

Символическая фигура гусляра, прославляющего подвиги воинов, возвышается над высоким земляным курганом. Словно застывшая в воздухе вечная песнь мужеству воспевает героизм и отвагу погибших солдат. У подножия кургана – стена-стела с шестью барельефами Героев Советского Союза: Владимира Мартынова, Сундуткали Искалиева, Гуляма Якубова, отдавших свои жизни при штурме Лудчицкой высоты в июне 1944 года, а также Ивана Борисевича, Петра Виниченко и Галактиона Размадзе, участвовавших в освобождении Быховской земли. Символ памяти о войне – Вечный огонь – горит у памятника, а имена солдат, павших в боях за высоту, начертаны на мемориале у кургана воинской славы…

Могилевская область, Быховский район

 

Мемориальный комплекс в честь воинов 1-го Белорусского фронта и партизан

Мемориальный комплекс в честь воинов 1-го Белорусского фронта и партизан

Мемориальный комплекс в Сычково посвящен солдатам и партизанам, которые в июне 1944-го участвовали в решающем этапе освободительной операции "Багратион". В "Бобруйском котле" была разгромлена 40-тысячная немецкая группировка армий "Центр". В 1967 году местные жители увековечили подвиг героев-освободителей в Кургане Славы, внутри которого заложены капсулы с землей из 70 братских могил. На 18-метровом постаменте возвышается скульптурная композиция двух солдат, а рядом – 6 стел с изваяниями погибших Героев Советского Союза: Ивана Орла, Николая Колодко, Александра Черныша, Михаила Селезнева, Ивана Масловского и Николая Изюмова. В наше время мемориал дополнили Ворота Славы и 13 памятных досок в честь Героев Советского Союза, погибших при освобождении края.

Могилевская область, Бобруйский район, д. Сычково

Мемориальный комплекс "Площадь Победы" в Витебске

Мемориальный комплекс "Площадь Победы" в ВитебскеМемориал в честь советских воинов и партизан Витебщины, именуемый горожанами "Три штыка", расположен на берегу реки Двины в сердце города. Каждый из трех 56-метровых обелисков-штыков венчает литой рельеф – "Воины", "Подпольщики", "Партизаны". Вечный огонь, зажженный на звезде-подиуме, освещает надпись объединяющего внутреннего кольца монумента – "Слава героям". Кроме главного мемориала, в комплекс входит 2 больших бассейна с фонтанами, 10 пилонов и скульптурные композиции с изображениями советских воинов и мирных жителей. В парке Победителей находится также Аллея воинской славы и экспозиция боевой техники времен Великой Отечественной войны.   

 

г. Витебск

 

Мемориальный комплекс "Катюша" ("За нашу советскую родину!")

Мемориальный комплекс "Катюша" в Орше

На берегу Днепра в Орше возвышается монумент легендарному орудию Победы – боевой машине реактивной артиллерии БМ-13, которую советские воины назвали "Катюшей". Ее устройство и ошеломительный эффект огненного смерча долгие годы оставались для немцев тайной. И именно в Орше 14 июля 1941-го прозвучали первые боевые залпы "Катюши": экспериментальная батарея из семи машин под командованием капитана И.Флёрова нанесла удары по эшелонам врага на железнодорожной станции и позициям у речной переправы. Мемориал объединяет 6 устремленных ввысь "минометных пусковых установок" из бетона, а в центре на пьедестале установлена точная копия "Катюши" образца 1941 года. У входа в комплекс – черный куб с памятной надписью о первом ударе знаменитого орудия.

Витебская область, г. Орша, ул. Могилевская

Мемориальный комплекс "Проклятие фашизму"

Мемориальный комплекс "Проклятие фашизму"

Мемориал "Проклятие фашизму" посвящен трагедии Докшицкого района, где в годы Великой Отечественной войны погибли более 20 тысяч человек, а 97 деревень были стерты с лица Земли. В мемориальном комплексе "Хатынь" на кладбище 186 сожженных вместе с жителями сел одна из "могил" принадлежит Шуневке. Для 66 ее жителей последний день настал 22 мая 1943-го: всех взрослых каратели заживо сожгли в сарае, а беззащитных детей бросили умирать в колодец. Памятью о жестоко отнятых юных жизнях стал "сруб колодца", внутри которого – "сломанный" воздушный змей из бронзы с выгравированными детскими именами. В центре мемориала – высокие "Ворота печали", где женщина-мать отчаянно возносит руки к небу. Над ней – три колокола, один из которых расколот и не звонит как символ вечной памяти о погибших. На земле, где когда-то стояли дома, сейчас лишь 22 фундамента со ступенями и "застывшим пламенем", хранящим имена хозяев…

 Витебская область, Докшицкий район, д. Шуневка

Мемориальный комплекс "Прорыв"Мемориальный комплекс "Прорыв"

Впечатляющий комплекс создан на месте легендарного прорыва фашистской блокады партизанами Полоцко-Лепельской зоны – одной из крупнейших в оккупированной Беларуси. Настоящая партизанская республика с центром в Ушачах существовала с осени 1942 года, а весной 1944-го немцы бросили против 17 тысяч партизан 60 тысяч карателей, авиацию, танки, артиллерию. И все же трагической ночью с 4 на 5 мая партизаны разгромили врага, выведя из окружения 16 тысяч мирных жителей… В братской могиле "Прорыва" похоронены сотни воинов, еще больше имен увековечены на плитах. Мемориал открывает бронзовая карта обороны, а далее дорога-стрела проходит между огромных глыб, указывая направление главной атаки, где с автоматом в руках "бежит" бесстрашный воин. Рядом – 16 дубов как символ стойкости 16 партизанских бригад. В мемориальный комплекс также входят "партизанская деревня" – череда землянок с утварью военных времен – и экспозиция армейской техники.

Витебская область, Ушачский район, д. Паперино

Мемориальный комплекс "Курган Славы" в Гомеле

Мемориальный комплекс "Курган Славы" в Гомеле

 

Гомельский "Курган Славы" создан в 1967 году в честь подвига воинов и партизан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. У подножия мемориала заложены капсулы с землей из более чем 200 мест Беларуси, России и Украины, где проходили крупнейшие военные сражения, в том числе из прославленных городов-героев: Москвы, Киева, Ленинграда, Одессы и главной цитадели Беларуси – Брестской крепости. В 2013 году в ходе масштабной реконструкции к 70-летию освобождения Гомеля у Кургана Славы появился Вечный огонь. В год столетия Октябрьской революции послание потомкам, помещенное в "Курган" при его строительстве, было вскрыто и заложено новое – с тем, чтобы спустя 50 лет, в 2067-м, его прочли преемники.

г. Гомель

Мемориальный комплекс "Ола"

Впечатляющий мемориал создан на месте одноименной деревни, сожженной нацистами в годы Великой Отечественной войны. Открытие этого нового символа памяти и скорби для всех белорусов состоялось в год 75-летия Великой Победы и день начала войны – 21 июня 2020 г. …Деревня Ола была оккупирована в конце июля 1941 года. Утром 14 января 1944 года немецкий карательный отряд вместе с войсковой частью, которая насчитывала около 1 тыс. солдат, окружил селение. Людей загоняли в дома, которые затем поджигали. Тех, кто пытался убежать, расстреливали из пулеметов и автоматов, бросали в огонь живыми. В тот роковой день было убито 1758 мирных жителей, более половины из которых – дети – 950 загубленных юных жизней. И это почти двенадцать Хатыней! После войны деревня Ола не возродилась. В 1958 году на братской могиле, в которой покоятся мирные жители и советские воины (2253 человека), был установлен памятник – скульптура коленопреклоненного солдата с венком. А к 75-летию Победы захоронение превратилось в масштабный мемориальный комплекс "Ола". Символичное место объединяет три части – входную группу, мемориальную зону и соединяющий их пешеходный маршрут по бывшей деревенской улице. В центре мемориальной зоны возвышается символичный крест и колокол. Рядом – звонница в виде стилизованного деревенского сарая с количеством колоколов по числу деревень, жители которых здесь погибли.

Гомельская область, Светлогорский район

Мемориальный комплекс, посвященный операции "Багратион"

Мемориальный комплекс, посвященный операции "Багратион"К 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в Светлогорском районе был основан первый в мире мемориальный комплекс, посвященный одной из величайших военных операций в истории человечества. Именно здесь, у деревни Раковичи на 71-м километре шоссе Бобруйск – Мозырь, 23 июня 1944 года началось масштабное наступление советских войск, которое продлилось более двух месяцев. В результате oперации, получившей кодовое название в честь героя Отечественной войны 1812 года полководца Петра Багратиона, были освобождены Беларусь, частично территории Прибалтики и Польши, а главное, нанесен сокрушительный удар по  группе немецких армий "Центр", который окончательно ослабил Германию. …Первым объектом комплекса стал 7-метровый мемориал-барельеф, в центре которого – фигуры четырех полководцев, обеспечивших успех операции...

В мемориальный комплекс также включены блиндажеобразный музей, посвященный операции "Багратион", часовня с поминальной книгой, экспозиция боевой техники и вооружений.

Гомельская область, Светлогорский район, д. Раковичи 

 

Мемориальный комплекс "Лоев"

Мемориальный комплекс "Лоев"

 

Мемориальный комплекс в Лоеве посвящен героям одного из крупнейших сражений Великой Отечественной войны – операции по форсированию Днепра в октябре 1943 года. Еще в 1966 году в центре городского поселка был установлен 18-метровый обелиск – уменьшенная копия монумента Победы в Минске. После реконструкции к 70-летию Великой Победы вся центральная площадь превратилась в мемориальный ансамбль. На открытой экспозиционной площадке Музея битвы за Днепр по обе стороны от аллеи Славы установлены образцы участвующей в сражении военной техники. На мемориальных плитах увековечены сотни имен. За невероятное мужество в боях на Лоевском плацдарме 323 воина были удостоены звания Героя Советского Союза – уникальный факт в истории Великой Отечественной войны.

 

Гомельская область, г.п. Лоев

Мемориальный комплекс "Память"

Мемориальный комплекс "Память" в Добруше

 

 

Добруш, жители которого вместе с воинами Красной Армии отважно обороняли город, был освобожден от оккупации немецко-фашистских захватчиков 10 октября 1943 года. На месте братской могилы на берегу реки Ипуть в 2005 году был возведен мемориальный комплекс "Память", где увековечены имена 700 бойцов, отдавших жизни во время обороны города.

Гомельская область, г. Добруш

 

Мемориальный ансамбль в честь воинов Белорусского пограничного округа

Мемориальный ансамбль в честь воинов Белорусского пограничного округа в Гродно

Мемориал, возведенный в 2004 году в центральной части Гродно, посвящен советским воинам, которые героически защищали рубежи страны с самых первых дней Великой Отечественной войны. На фоне пограничных столбов – символов 15 союзных республик – возвышается бронзовая скульптура трех воинов, которые, надежно закрывая границу своими телами и сжимая в руках оружие, проходят через огненные стены обороны. Лейтмотивом композиции стала надпись – "Погибшим, но не побежденным воинам-пограничникам Белорусского пограничного округа". Ансамбль дополняют гранитные плиты, символизирующие братские могилы тех мужественных солдат, которые 21 июня 1941 года первыми вступили в бой с врагом.

г. Гродно

Мемориальный комплекс "Шауличи"

Мемориальный комплекс "Шауличи"Мемориал "Шауличи" – еще один из крупнейших памятников Беларуси, посвященный трагедии "огненных деревень", стертых с лица Земли в годы Великой Отечественной войны. Во время карательной операции утром 7 июля 1943 года немцы расстреляли здесь 366 человек, в том числе 120 детей, и сожгли 77 домов. После этой кровавой расправы деревня Шауличи, которую называют "младшей сестрой Хатыни", не возродилась, а память о трагедии была увековечена в мемориальном комплексе. Рядом с братскими могилами убитых мирных жителей появились обелиск, скульптурная композиция "Воин и подпольщица", два скорбных креста… Во время реконструкции к 70-летию Великой Победы на месте сожженных домов установили 40 деревянных срубов-символов, гранитные плиты и памятные таблички с именами погибших. В сердце мемориала бронзовый колокол печальным звоном напоминает о сотнях загубленных жизней…

Гродненская область, Волковысский район

Мемориалы на месте лагерей смерти и гетто

Мемориальный комплекс "Тростенец"

Концепция мемориального комплекса "Тростенец"

Созданный фашистами кровавый лагерь "Тростенец" стал самым крупным на территории Советского Союза и четвертым в Европе после печально известных "Освенцима", "Майданека" и "Треблинки". По официальным данным, на "фабрике смерти" в окрестностях Минска погибли 206,5 тысячи человек, но есть свидетельства, что жертв было гораздо больше. "Тростенец" объединял несколько мест жестокой расправы: трудовой концлагерь у деревни Малый Тростенец, урочище Благовщина, где проводились массовые расстрелы, урочище Шашковка, где тела убитых жгли в огромной "яме-печи"… К 70-летию Великой Победы на территории бывшего лагеря смерти был основан грандиозный мемориальный комплекс – символ национальной и общечеловеческой памяти о жертвах нацизма.

В "Тростенце" фашисты уничтожали мирных жителей и военнопленных, узников Минского гетто, участников подполья и партизан, евреев, вывезенных из Польши, Австрии, Германии, Чехословакии и других европейских государств…

г. Минск

Мемориал "Яма", посвященный жертвам Холокоста

 

 

Мемориал "Яма" в МинскеМемориал "Яма" в Минске – трагическое напоминание о бесчеловечности нацистов, символ вечной боли и скорби. Во время Великой Отечественной войны в оккупированной белорусской столице было создано одно из крупнейших в Европе гетто для уничтожения евреев: к концу октября 1943-го здесь истребили более 100 тысяч человек. Среди многочисленных убийств и погромов в историю вошла кровавая бойня 2 марта 1942 года, когда фашисты расстреляли более 5 тысяч евреев, в том числе 200 сирот из детского дома вместе с воспитателями и медперсоналом… Тысячи тел людей, убитых в Минском гетто, сваливали в яму, где сейчас находится впечатляющий мемориал. В его центре – памятный обелиск из черного мрамора, установленный еще в 1947 году, а к вымощенной вручную глубокой яме ведёт лестница-композиция "Последний путь": 27 бронзовых фигур, словно безликие тени, спускаются, чтобы быть убитыми…

Около "Ямы" посажена аллея Праведников народов мира, где увековечены имена белорусов, которые под страхом смерти спасали людей еврейской национальности. Всего в годы войны на территории Беларуси существовало свыше 100 гетто, куда для ликвидации привозили евреев из Германии, Польши, Австрии и других стран…

г. Минск, ул. Мельникайте

Мемориальный комплекс "Детям – жертвам войны"

Мемориальный комплекс "Детям – жертвам войны" Гомельская область, Жлобинский район, д. Красный Берег

Мемориальный комплекс "Озаричи"

Мемориальный комплекс "Озаричи"

…Жестокий лагерь смерти просуществовал всего две недели, но за это время фашисты успели истребить не менее 20 тысяч человек. В марте 1944 года его создали по приказу Гитлера в окрестностях деревни Озаричи на Полесье, чтобы не только замучить пленных, но и ослабить наступающую Красную Армию. Сюда – в край болот – свозили больных сыпным тифом и другими инфекциями, которые могли быстро распространиться среди местных жителей и советских солдат. На территории Озаричской зоны смерти, объединявшей несколько мест, не было построек: женщин, детей и стариков держали под открытым небом, а подступы к лагерю были заминированы. Из этого ужаса освободители спасли свыше 30 тысяч пленников, среди которых больше половины – дети. В 1965 году был создан мемориал, объединяющий три белые стелы – символ Озаричских лагерей – на которых изображены узники и высечены имена.

В 2004 году открылся музей памяти жертв Озаричской зоны смерти, где собраны уникальные материалы: воспоминания и записи голосов очевидцев, документы, фотографии, переписка с бывшими узниками и освободителями…

Гомельская область, Калинковичский район

Мемориальный комплекс "Луполовский лагерь военнопленных"

Мемориальный комплекс "Луполовский лагерь военнопленных"

 

 

 

В августе 1941 года на окраине Могилева в предместье Луполово фашисты создали лагерь для советских военнопленных. Заключенных морили голодом, подвергали допросам и жестоким пыткам: ежедневно за колючей проволокой, через которую был пропущен электрический ток, умирали до 250 человек. Всего в лагере погибли около 80 тысяч военнопленных, и только имена 389 из них известны. Одним из узников был и генерал Михаил Романов – командир знаменитой 172-й стрелковой дивизии, героически оборонявшей город в июле 1941-го. В память о погибших на месте лагеря смерти в 1948 году появился первый памятник, а в 1984-м – в честь 40-летия освобождения Могилева –  был открыт мемориальный комплекс.

На месте Луполовского концлагеря находится также братская могила воинов 238-й и 369-й стрелковых дивизий 2-го Белорусского фронта, которые участвовали в освобождении Могилева в июне 1944 года.

г. Могилев

Военные музеи

Залы и экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне, открыты во всех историко-краеведческих музеях Беларуси. Бесценные раритетывоенные хроники городов и деревень, трагедии сломленных жизней, рассказы о подвиге людей, вносивших свой вклад в долгожданную Победу – каждый район страны хранит память о тех страшных годах…

Редкие экспонаты встречаются и в школьных музеях, где на протяжении десятилетий послевоенные поколения собирают свидетельства лихолетья, воспоминания солдат, партизан и подпольщиков, узников лагерей и мирных жителей…

Путешествуя по Беларуси, вы можете не только посетить многочисленные местные экспозиции, но и увидеть поистине уникальные военные коллекции.

Главное хранилище раритетов – первый в мире музей истории Великой Отечественной войны, который был основан именно в Минске. К 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков музей открылся в новом здании, стал интерактивным историческим комплексом. Сегодня белорусский музей – это еще и одно из крупнейших собраний планеты, посвященных событиям Второй мировой войны.

Также масштабные военные коллекции Беларуси представляют:

свернуть